КАК ПОЭТА РАССМЕШИЛ ХУДОЖНИК  

Среди близких друзей А.С.Пушкина не было художников. Но с живописцами Александр Сергеевич общался, познакомившись, в частности, в последний год жизни с Карлом Брюлловым. За 2-3 недели до дуэли, Пушкин и поэт Жуковский заявились в мастерскую «великого Карла Рафаеловича» (так называл мастера кисти В.А.Жуковский).
Это была последняя встреча двух талантов…

«Как вспомню, что я журналист»
Каким образом началось знакомство поэта и художника?
В 1835 году Брюллов уже 12 лет жил в Италии и не собирался возвращаться в Россию. Но по настоянию Николая Первого он отплывает с экспедицией на родину. Прославившая его имя за рубежом и дома картина «Последний день Помпеи» уже прибыла на корабле в северную столицу. Живописец в январе 1836 года прибывает в Москву, где задерживается проездом на полгода.
К знакомству с Брюлловым поэта побуждал друг П.В.Нащокин, который писал о художнике: «Уже давно … не встречал я такого ловкого, образованного и умного человека, о таланте говорить мне тоже нечего: известен он – всему Миру и Риму. Тебя, т.е. твоё творение, он понимает и удивляется равнодушию русских относительно к тебе».
Приехав в Первопрестольную 2 мая 1836 года, Пушкин уже 4 мая сообщает жене, что живописец ему понравился, но «хандрит, боится русского холода и прочего».
Через 2 недели, перед отъездом в Санкт-Петербург, мастер кисти наносит ответный визит стихотворцу. И Пушкин пишет жене: «Брюллов … едет в П(етер)Б(ург) скрепя сердце, боится климата и неволи. Я стараюсь его утешить и ободрить, а между тем у меня самого душа в пятки уходит, как вспомню, что я журналист. Будучи ещё порядочным человеком, я получал уже полицейские выговоры… черт догадал меня родиться в России с душою и талантом!».
Отсюда можно предположить, что у собеседников разговор шел не только о погоде, а об атмосфере для любого творчества. И, конечно, были шутки. Поэт – Брюллову: «У меня, брат, такая красавица-жена, что будешь стоять на коленях и просить снять с неё портрет!»

«Угощение» смешной акварелью
Однако через каких-то полгода стоять на коленях пришлось самому Пушкину. И вот по какому поводу.
Когда в первой половине января 1837 года два поэта (Пушкин и Жуковский) нагрянули в мастерскую Брюллова, тот стал «угощать» их своими рисунками. Как свидетельствовал в мемуарах ученик Брюллова А.Н.Мокрицкий, гости рассматривали картины внимательно и с чувством отвешивали автору комплименты. А когда дошли до сделанного в Турции рисунка «Съезд на бал к австрийскому посланнику в Смирне», то их восторг выразился криком и смехом.
Рассмешил же поэта турецкий полицмейстер, спящий посреди улицы на ковре и подушке. Позади него виднелись два полицейских стража: один на корточках, другой лежал, упершись локтями в подбородок, болтая босыми ногами (ноги, как две кочерги).
Пушкин всё не мог выпустить забавный рисунок из рук и просил Брюллова подарить ему это сокровище. Однако акварель уже была продана. И художник обещал поэту нарисовать другой экземпляр.
Пушкин был безутешен. Он, с рисунком в руках, стал перед Брюлловым на колени и умолял его: «Отдай, голубчик! Ведь другого ты не нарисуешь для меня, отдай мне этот».
Художник М.И.Железнов вспоминал, что Брюллов пообещал Пушкину написать с него портрет. И назначил даже время для сеанса. На беду через считанные дни случилась роковая дуэль…

Всепоглощающее время
В дни дуэли и смерти поэта Брюллов был прикован лихорадкой к кровати, хотя с осени кутался в меха. Он тяжело переживал трагедию с Пушкиным, сразу послал своего ученика в квартиру поэта на Мойке. И тот привёз ему скорбный рисунок.
Мокрицкий: «Брюллов велел мне читать стихи Пушкина и восхищался каждой строкой, каждой мыслью и жалел душевно о ранней кончине великого поэта. Он упрекал себя в том, что не отдал ему рисунка». Сценку в мастерской Брюллова со свойственным ему искусством в 1912 году изобразил пером И.Е.Репин…
Пушкин и Брюллов были одногодками. Художник, страдавший от холода и сырости, пережил поэта не так много, на 15 лет.
Мысль о быстротечности времени, его неудержимой власти над всем живым давно занимала художника. Под впечатлением смерти Пушкина он ещё в 1837 году сделал набросок Хроноса, амура и поэта. В задуманной им картине «Разрушающее время» Хронос в виде Сатурна сталкивает в реку забвения (Лету) философов, поэтов, законодателей, ученых и художников, включая самого Брюллова.
Зимой 1847-1848 годов у художника болело сердце, духовно он был угнетён. Ему казалось, что ничего путного уже не создаст. Классик при жизни, он говорил друзьям, что сам хочет умереть. Что бывают минуты, когда он завидует Пушкину, который так быстро свёл счеты с жизнью.
В последнем для живописца 1852 году, чуть раньше его, ушли из жизни Жуковский и Гоголь.
Геннадий Егоров
Опубликовано в газете «Гдовская Заря» (Псковская область)
7 февраля 2003 года


На главную

Сайт управляется системой uCoz