Митрополит Евгений: "Работать для общей пользы"
Они писали о древнем Пскове На главную
В 1831 году в типографии Киево-Печерской лавры была напечатана книга митрополита Евгения (Евфимия Алексеевича Болховитинова) «История княжества Псковского». Её появление не осталось незамеченным российской общественностью. Газета «Московский Телеграф» одобрительно писала: « Не можем не изъявить почтенному автору признательность за множество новых подробностей, им предоставленных. Это – богатое собрание материалов для истории русской вообще, не только для истории г. Пскова… История Пскова любопытна, даже важна по многим отношениям».

ОТ ВОРОНЕЖА ДО ПСКОВА

Е.А.Болховитинов родился в 1767 году в семье настоятеля Ильинской церкви Воронежа. Рано осиротевший мальчик был принят в архиерейский хор, где и обучился первоначальной грамоте. Затем он стал одним из способных учеников Воронежской семинарии. Образование продолжил в Московской славяно-латинской академии и в Московском университете. Здесь студент Евфимий отмечался как человек любознательный, общительный, работоспособный…
С 1794 года Болховитинов является ректором родной духовной семинарии в Воронеже. Пять лет спустя уходит из жизни его супруга, а перед ней в младенчестве умерли трое детей. Угнетенный горем Евфимий спрашивает себя стихом:
Для того ли светом льститься,
Чтобы мерять жизнь тоской,
Чтобы плакать и крушиться
И не знать, что есть покой?
Он постригается в монашество с именем Евгения. А вскоре возводится в сан архимандрита и назначается префектом Александро-Невской духовной академии. Профессор Казанского университета Н.Н.Булич писал: «Куда бы ни являлся Евгений, а центры его церковно-служебной деятельности сменялись одно за другим довольно часто (Воронеж, Санкт-Петербург, Новгород, Вологда, Калуга, Псков, Киев) везде первым делом для него было историческое изучение жизни, его окружавшей. Этому изучению он отдавался с большим увлечением».
? февраля 1816 года епископ Евгений был возведен в сан архиепископа и назначен на Псковскую кафедру. Совершенствуя церковную жизнь в Псковской епархии, он стал разыскивать заброшенные архивы, посещать древлехранилища духовных и гражданских заведений, разгадывать древние надписи, организовывать раскопки. Знание латинского, немецкого языков позволяло ему использовать редкие источники при подготовке «Истории княжества Псковского»…

«ИСТОРИЯ ТРУДНЕЕ МАТЕМАТИКИ…»

16 января 1822 года Болховитинов писал библиографу В.Г.Анастасевичу: «Я нигде ещё так довольно, спокойно и для наук досужно не живал, как в Пскове». И хотя город на берегах Великой был подвергнут сильным опустошениям и потому оказался небогатым письменными источниками далёкой старины, это не обескуражило проницательного исследователя края. Энтузиаст использовал малейшие возможности, чтобы собрать материала как можно больше. В 1819 году Болховитинов пишет тому же Анастасевичу: «Я всё ещё правлю, чищу, переделываю во многих статьях свою псковскую историю… Но передовое много требует внимания, ибо это всеобщий обзор псковской истории. Многих справок из епархии я ещё не получал. История труднее математики в решениях…».
Высокопреосвященный Евгений запрашивает для работы у знатока русских древностей графа Н.П.Румянцева эрмитажный список псковской летописи и материалы Кенигсбергского архива древних источников. Он едет в Ригу, где просматривает в лютеранской библиотеке большое собрание лифляндских хроник. Из всего он пытается извлечь хотя бы крупицы нового об истории Псковской земли. Характерно обещание графа Румянцева Болховитинову в его письме в Псков от 19 октября 1820 года: «Обещаюсь и впредь всегда препровождать к Вашему Превосходительству все те бумаги, которые будут до моих рук доходить и относиться к Пскову». Неутомимому архипастырю помогали и подведомственные ему лица, от которых он ждал «уездных и епархиальных» сведений. Уже в Киев прислал Болховитинову список псковских грамот протоиерей И.И.Григорович. Оконченная вчерне к концу 1818 года «История княжества Псковского» была напечатана лишь 13 лет спустя, уже в бытность автора в Киеве.
В первой части своей «Истории» маститый автор даёт изложение общей истории княжества и города Пскова. Во второй части читатель найдёт текст 26 исторических документов, начиная с 15 века. В третьей части описаны местные чудотворные иконы и угодники Божии, суеверия, приводится история распространения христианства в Псковском крае. Помещён список действующих и упраздненных церквей и монастырей. Наконец, четвертая часть – это сокращенная псковская летопись, которая была переиздана в Пскове в 1993 году товариществом издателей «Отчина».

ИЗЫСКАНИЯ В ИЗБОРСКЕ

В годы пасторского служения в Пскове сподвижник науки в церковной мантии, почитавший науку одним из даров Духа, создал «Летопись древнего славяно-русского княжеского города Изборска» (увидела свет в 1825 году). Д.Сперанский писал в 1885 году о труде Болховитинова по Изборску: «Эта «Летопись» заслуживает особого внимания по множеству археологических данных, которые были плодом личных разысканий Евгения на месте. К «Летописи» приложены вид и план Изборской крепости, с пригородком, Труворовым городищем и камнем и изображения медных вещей, найденных в чудских могилах близ Изборска».
В книге Болховитинов , в частности, пишет: «Нестор называет сей город Изборском, а другие летописатели Сбореском, Сборском и Сборцем, вероятно, по собраниям или съездам в сию столицу областного народа».Затем излагает версии историков (Татищева, Болтина, Хилкова) по истории северо-западной Руси и города Изборска. При этом упоминаются легендарные Гостомысл, его сын Славен, их потомки Избор, Владимир, Столпосвят, а также Рюрик, Синеус, Трувор. «Неизвестно, откуда взяты все сии сказания, коих ни в северных, ни в наших древнейших летописях нет и следа» - критически замечает псковский архипастырь. Он упоминает медные ожерелья, цепочки и бляхи, которые открываются на пашенных землях недалеко от кладбища, относя их предположительно к языческим временам. Даёт опись г.Изборска от 1701 года, сделанную по указу Петра Первого. Подробно описывает крепостные башни…
Книга об Изборске отпечатана в Санкт-Петербурге, в типографии А.Ф.Смирдина , она в твердом кожаном переплете, на толстой бумаге «под пергамент», объёмом 62 страницы.

НЕ ОЖИДАЯ НАГРАД

В псковские годы неутомимый духовный писатель также опубликовал исследование «О русской церковной музыке», «Полное описание жизни преосвященного Тихона», издал в Дерпте (современном Тарту) описания шести монастырей Псковской епархии. Любопытно, что над описанием Псково-Печерского монастыря Болховитинов работал ещё в свою бытность в 1804 году викарием Новгородской епархии. Тогда в библиотеке Софийского собора в Великом Новгороде он нашел список 17 века «Повести о начале и основании Псково-Печерского монастыря».
За годы своей деятельности в областях истории, археологии, археографии и краеведения благородный труженик, которого иногда сравнивали с легендарным летописцем Нестором, издал 44 работы, а 23 статьи и 8 переводов остались в рукописи. Он был кавалером ордена св. Апостола Андрея и других орденов (кстати, ордена св. Александра Невского он был удостоен самым первым из духовных лиц). Избирался действительным членом российской Академии наук, почетным членом советов Московского, Киевского, Харьковского, Казанского, Виленского (Вильнюсского), Дерптского (Тартуского) университетов. Журнал «Библиотека для чтения» причислил этого поборника науки в 1838 году «к числу первых ученых в Европе» (умер Болховитинов в 1837 году).
Вместе с тем митрополит Евгений оставался скромным в своих требованиях человеком, любил природу, литературу. Не раз ему доводилось проявлять независимый образ мышления, резкость и прямоту в суждениях об отдельных лицах и учреждениях. Уважаемого при жизни иерарха русской церкви, скончавшегося на семидесятом году жизни в Киеве, лучше всего характеризуют его слова: «Моё дело всегда работать для общей пользы и не ожидать наград».

Сайт управляется системой uCoz