За два года до псковского совещания социал-демократов, положившего начало марксистской газете «Искра», участник этого совещания Петр Бернгардович Струве (годы жизни 1870 – 1944) отредактировал первый том «Капитала» Карла Маркса, который вышел на русском языке впервые. Но уже годом позже «легальный марксист» Струве отказался от теории социальной революции Маркса, считая, что революция неизбежна лишь в странах с неразвитым, «стихийным» капитализмом.
Он заявил, что Россия 19 века – это страна развивающегося капитализма и «потому нуждается в капиталистической выучке». Ещё позже Струве резко обрушится на большевиков и их вождя В.И.Ленина, с которым познакомился в декабре 1894 года…
Любовь к свободе и почитание её
Предками Петра Струве были ученые из старинного протестантского рода, выходцев из Шлезвиг-Гольштейна. Прадед Якоб – немецкий математик, дед Вильгельм – видный астроном в Дерпте и Пулкове. Однако отец Бернгард, женившийся на прибалтийской немке Анне Розен, стал царским сановником. Именно в годы его губернаторства в Перми у него родился шестой сын Петр.
Ещё юношей Петр заносит в дневник слова: «Я всё больше стараюсь внедрить в себя любовь, уважение и почитание свободы. Это самый высший дар человеческий». И до конца жизни П.Б.Струве, не случайно названный своими единомышленниками «крестоносцем русской свободы», будет плыть против течения. Стараясь быть неизменно свободным от любых партийных уз, обогащая своими мыслями разногласные общественные движения.
Когда в 1889 году внезапно умер отец, у 19-летнего Петра испортились отношения с нервозной матерью. И ещё не окончив гимназию в Петербурге, юноша оставил родительский дом.
Поступив в Петербургский университет на естественный факультет, Петр увлекся марксистской «матерью наук» - политической экономией, перевелся на юрфак. Идеи народников с их крестьянским социализмом казались ему утопией. Посещая разные кружки и чтения социал-демократов, он не закрепился в их среде, заслужив кличку блуждающего «ренегата». Однако заметим, что именно этот «ренегат» по просьбе будущего участника псковского совещания и делегата Первого съезда РСДРП Степана Радченко напишет к съезду «Манифест Российской социал-демократической партии» (1898 год).
Здесь уместно сказать, что «Иуда», «ренегат» Струве никогда не был отступником или человеком, легко меняющим свои позиции. Просто он считал сомнение «основой человеческого отношения к другим людям». Там, где нет этой основы, по мнению Струве, «открывается простор для пожирания одних людей другими, сперва идейного, потом фактического».
В 1899 году за неблагонадежность Струве был лишен приват-доцентуры в Петербургском университете. А сразу после поездки в Псков на совещание за участие в северной столице в демонстрации интеллигенции арестован и сослан в Тверь. Оттуда в декабре 1901 года выехал за границу. После появления царского Манифеста 1905 года ученый вернулся в Россию, возобновив преподавательскую и редакторскую деятельность. Он стал одним из лидеров конституционно-демократической партии. Но скоро порвал с кадетами, чтобы быть лично независимым человеком.
Большевизм – «кара Божья» для России
Духовная свобода Струве основывалась на его политическом и религиозном индивидуализме. Вне признания прав индивидуальности он не мыслил общественной жизни. В 1908 году Струве выдвинул концепцию «Великой России», так называемый «национально-либеральный империализм», который не исключал экономической экспансии. Он воссоздал основу, на которой должна была вырасти цивилизованная, националистическая и свободная Россия…
Свободолюбец Струве надеялся на эволюционное развитие России после Февральской революции 1917 года: «время революций миновало». И даже поступил на работу в экономический департамент МИДа, чтобы поддержать демократическую власть. Так что все последующие события, происшедшие в стране с октября, считал «государственным самоубийством государственного народа».
Для него, академика российской Академии Наук, Октябрьская революция стала настоящей КОНТРРЕВОЛЮЦИЕЙ против личности и культуры. А следовательно – против самих основ государства. И тотчас последовал его призыв к свержению большевиков, а также опасные для жизни действия.
В конце 1918 года Струве переправился в Финляндию, где активно содействовал организации белого движения на Северо-Западе России. Затем в Лондоне входил в руководство «Комитета освобождения России», был членом Особого Совещания при генерале А.И.Деникине. С апреля 1920 года возглавлял Управление внешних сношений правительства генерала П.Н.Врангеля.
В 1921 году этот аскетичного вида интеллигент эмигрировал. Проживал в Праге, Берлине, Белграде, а с 1942 года – в Париже. До своего отхода от политики и публицистики в область чистой науки Струве сделал убийственное высказывание в адрес большевиков.
«Большевизм есть комбинация массового стремления осуществить то, что один социалист Лафарг назвал «правом на лень», с диктатурой пролетариата», - писал он в 1919 году. Или вот цитата из 1922 года: «Самое злостное, самое ядовитое, самое ужасное в большевизме… есть преступный, отцеубийственный разрыв с великим национальным прошлым».
Большевизм и революцию большевиков Струве признавал «карой Божией» для России, тяжелым грехом страны перед самой собою. Преобладающей чертой вождя большевиков Ленина Струве считал холодную ненависть, коренящуюся в животных эмоциях, называл Ильича «ДУМАЮЩЕЙ ГИЛЬОТИНОЙ».
Любопытно, что в 1941 году гитлеровцы, вступив в Белград, арестовали 70-летнего русского эмигранта по доносу как «друга Ленина». Но, конечно, скоро разобрались, что к чему. Умер человек независимой и бесстрашной мысли в Париже, ровно на 20 лет пережив Ленина и чуть-чуть не дождавшись освобождения города от захватчиков в 1944 году.
На главную
|