Замысел основания марксистской газеты в России исходил от «тройственного союза» политиков и литераторов, в совершенстве владевших пером. Это были В.И.Ленин (Ульянов), Л.Мартов (самый известный из 19-ти псевдонимов Ю.О.Цедербаума) и А.Н.Потресов.
«Предприятие журнального характера»
Все трое получили в 1897 году три года ссылки за выступления против самодержавия. Сын генерал-майора Потресов отбывал срок в Вятской губернии. Ленин, за которого хлопотала мать о смягчении наказания, много читал, писал и охотился в Шушенском. «В самые худшие условия попал – очевидно как еврей» (слова А.И.Ульяновой-Елизаровой) Мартов: ему достался самый северный, труднодоступный Туруханский край.
Юлий Осипович Цедербаум родился в 1873 году в зажиточной семье. Он гордился тем, что его дед Александр, самоучка, был основателем первых в России еврейских газет. А отец Иосиф некоторое время подвизался на поприще журналиста. «Таким образом, ремесло газетчика было у меня, так сказать, в крови», - писал Мартов в «Записках социал-демократа», опубликованных в Москве в 1924 году.
Освобождаясь из ссылки, в тех же записках, Мартов пометил, что получил от В.И.Ульянова предложение наладить «предприятие журнального характера». Мартов: «Я ответил, конечно, полным согласием…, обещая не медля ни одного дня, отправиться по окончании ссылки туда, куда это будет указано».
Нужно же было ехать на северо-запад, в Псков – «свалочное место по очистке Петербурга от политически неблагонадежных элементов», по выражению псковского искровца, а позднее доктора истории П.Н.Лепешинского. «Гамлет демократического социализма» (так назовут потом Мартова Н.Н.Суханов и Л.Д.Троцкий) узнал об этом, навестив в Уфе Надежду Крупскую.
Тактика «выжатого лимона»
Между 29 марта и 3 апреля (по новому стилю) 1900 года состоялось знаменитое Псковское совещание социал-демократов. Кроме Ленина, Мартова, Потресова в нём приняли участие С.И.Радченко (вскоре он отошел от политики) и приглашенные деятели «легального марксизма» П.В.Струве и М.И.Туган-Барановский. Последние двое, усматривавшие в капитализме высшую ступень развития общества, плохо вписывались в группу искровских конспираторов. Но Ленин, умевший искусно создавать союзы хотя бы на час, ценил этих публицистов за их тактику народничества.
Проповедник высокой морали в политике и вечно сомневающийся «гамлет», Мартов предвидел скорый разрыв с «легальными марксистами». И потому недоумевал по поводу их присутствия в Пскове. Мартов не понимал, как можно сегодня в своих целях использовать «их средства, их влияние, их таланты, - с тем, чтобы завтра, когда с ними уже будет не по пути, выбросить их, как выжитый лимон». И в самом деле, уже год спустя Ленин назовёт Струве Иудой, будут отвергнуты и заслуги «Тугана»…
В Пскове после обмена мнениями был принят ленинский проект заявления редакции газеты «Искра» и журнала «Заря». Встреча осталась незамеченной царскими филёрами, хотя Мартова было легко выследить по семитской внешности и полученной в детстве хромоте.
«Полезная фигура», но не дирижёр
Тотчас после псковской встречи по издательским делам выехал в Германию Потресов. В июле 1900 года за ним последовал Ленин. Годом позже к редакционной работе за границей подключился Мартов. Тысячу рублей на первый номер газеты пожертвовала вдова сенатора А.М.Калмыкова, знавшая Потресова с детства. Осенью 1903 года в фонд революционеров внёс 3 тысячи рублей А.М.Горький. Выручали средства, собранные заграничными и российскими социал-демократическими организациями и группами содействия «Искре».
Первый номер «Искры» был набран в Мюнхене в декабре 1900 года ничего не понимавшими по-русски немецкими рабочими. У газеты не было главного редактора. Она выпускалась шестью соредакторами, включая трёх представителей эмигрантской группы первого марксиста России Г.В.Плеханова. Так как члены редакции жили в разных городах, то фактически газетой заправляли Ленин и Мартов.
В «Искре», выходившей три года (номера 1 – 52), Ленин опубликовал 47 статей, в том числе 18 передовиц, а Мартов – 54, из них 13 передовиц. Не случайно Мартова, работавшего в тот период рука об руку с Лениным, Троцкий назвал главной публицистической силой «Искры». Сам Ильич, по воспоминаниям Н.В.Валентинова, говорил тогда: «Мартов? Прекрасный журналист, полезная фигура в редакции, но разве может он претендовать на дирижерскую палочку? Ведь это истеричный интеллигент».
Врозь – и навсегда
Ко Второму съезду российских социал-демократов, закончившемуся в Лондоне в августе 1903 года, Ленин-дирижёр, казалось, достиг своей цели: «Искра» стала партией и партия стала «Искрой». Но члены дружной искровской семьи разошлись в своих представлениях о том, какой должна быть создаваемая партия. Мартов выступал за партию демократического типа, без жесткого фиксирования членства в ней. Ленин хотел создать партию-крепость, возглавляемую революционерами-профессионалами из элиты. Позднее основанная на принципах централизма ленинская партия стала моделью для создания тоталитарного государства Советов.
Уже через год после Второго съезда РСДРП Мартов употребил термин «ленинизм». Под ним он понимал стремление к «гипертрофии централизма», «искусственному подавлению всякой оппозиции», «систематическому давлению сверху на все элементы, представляющие самостоятельность». А незадолго до своей кончины Мартов придет к выводу, что в России «никогда не было диктатуры пролетариата», а «была и есть диктатура партии над пролетариатом».
Раскол на большевиков и меньшевиков на Втором съезде привёл к полному разрыву прежних дружеских отношений между Лениным и Мартовым. Троцкий свидетельствовал: «На съезде Ленин завоевал Плеханова, но ненадолго. Одновременно он потерял Мартова и – навсегда». Меньшевики (к ним примкнул и Потресов) оказались изгоями российской социал-демократии. Но «Искра» в конце 1903 года оставалась за ними и издавалась без Ленина ещё два года.
«Мягкий» искровец Мартов был необычайно твёрд в принципиальных вопросах. Он немедленно ответил на письмо Ленина «Почему я вышел из редакции «Искры», появившееся в декабре 1903 года. По Мартову, письмо Ленина – это «конденсированный зкстракт всех пущенных против так называемого «меньшинства» партии извращений истины». Мартов заключил: «К моменту партийного съезда … «искровство» как особая форма революционного социал-демократизма пережило себя».
Так кто же прав?
В мае 1917 года бывший соратник Ильича возвратился в Россию. После встреченного с неприятием большевистского переворота 1917 года он выступил против арестов участников оппозиции, против закрытия газет и роспуска Учредительного собрания. Над самим Мартовым постоянно висела угроза ареста. Однако Ленин не решился дать на это санкцию, держа в памяти годы дружбы и совместной политической деятельности. Но когда в сентябре 1920 года Мартов захотел уехать в Германию, новая власть вздохнула с облегчением. Пожалуйста!
. Лидер меньшевиков, заядлый курильщик, был уже нездоров и умер от туберкулеза в Берлине в 1923 году, не дожив полугода до своего 50-летия.
Тогда уже был смертельно болен и «твёрдый» искровец Ленин. Крупская вспоминала, как угасавший Ильич грустно сказал ей однажды: «Вот и Мартов тоже, говорят, умирает…»
Социалист-революционер В.М.Чернов писал: «Более стихийный человек, Ленин, бывал обычно сильнее интеллектуально более тонкого и богатого по натуре Мартова». Из «Искры» пламя всё-таки разгорелось. Но время меньшевиков тогда не пришло. А позднее и не могло прийти.
Однако десятилетия спустя более убедительным выглядит оппонент Ленина. Мартов, возглавляя в Германии газету «Социалистический вестник», в последней своей статье выразил уверенность в неизбежном уходе «окопно-казарменного квази-социализма» и замене его в России «правовым режимом демократии».
Конечно, до правового государства современной России ещё далеко, но маяк светит где-то вдали. Маяк Мартова, но не Ленина!
На главную
|