М. В. Толстой - граф, путник, богомолец
Они писали о древнем Пскове На главную
8 сентября 1862 года в Великом Новгороде с участием императора Александра Второго торжественно праздновалось тысячелетие России. Согласно сценарию торжеств государю и его супруге при выходе к литургии графом М.В.Толстым как автором были вручены книги из серии «Русские святыни и древности». Среди них наверняка была и книга о достопримечательностях Пскова (часть вторая серии), которая увидела свет в Москве в 1861 году. В следующем году в журнале «Душеполезное чтение» началась публикация М.В.Толстым его «Рассказов из истории русской церкви». И граф тогда заявил о себе как знаток русской, главным образом церковной, старины. Он становится известным в этом качестве. И в ходе упомянутого празднества в Великом Новгороде ему было доверено стать живым путеводителем при императрице, проявившей интерес к древностям.

ОБОЗРЕВАЯ ПСКОВСКУЮ СТАРИНУ

Публикуя в 1881 году в журнале «Русский архив» свои обширные воспоминания, Михаил Владимирович Толстой записал: «В 1860 году я ездил для обозрения старины в два древние и некогда вольные города- Великий Новгород и Псков… Не стану здесь описывать всего замечательного, что случилось мне видеть и описывать в эту поездку. Всё это будет предметом другой статьи, которую надеюсь составить в непродолжительном времени». Хотя Толстой прожил ещё 15 лет и до конца дней своих публиковался в разных журналах, к дням поездки в эти два древних города он, увы, так и не вернулся. В этом мы убедились, тщательно просматривая всё напечатанное им в разные годы.
Но главное о своих контактах в Псковском крае граф рассказал в предисловии к своему сочинению «Святыни и древности Пскова», приуроченному, как и книга о Великом Новгороде, к славной дате тысячелетия России. В 1992 году псковские книголюбы получили хороший подарок - репринтное издание этой книги, выполненное товариществом «АРС» в Санкт-Петербурге (тираж 5200 экземпляров).
В Пскове, где ценили всех именитых гостей из Первопрестольной, Толстой был радушно принят псковским архиепископом Евгением III (Баженовым), который свёл гостя с опытным краеведом, инспектором Псковской семинарии А.С.Князевым. Последний и сопровождал « путника-богомольца» (так Толстой назвал себя) по Пскову и окрестностям. Толстой представил Князева читателям книги как своего «сердечного и драгоценного друга».
170-страничная книга М.В.Толстого в чём-то повторяла книги его предшественников Н.С.Ильинского и Е.А Болховитинова (митрополита Евгения). Кое-что он брал и цитировал у них, как и из «Указателя достопримечательностей г. Пскова» А.С.Князева от 1858 года. Но книги его предшественников уже стали тогда библиографической редкостью, так что такое заимствование было оправданным. К тому же Толстой пополнил свой труд сведениями из книги историографа Н.М.Карамзина, данными из только что появившейся «Истории России» профессора С.М.Соловьева, тогда ещё не законченной. Заглядывал граф, судя по его собственным примечаниям, в подлинные рукописи и в списки летописей, хранившиеся в Спасо-Елеазаровом и других монастырях.

«МОНАСТЫРИ – НАШИ ЗАМКИ»

Особое удовольствие доставило графу посещение Псково-Печерского монастыря, где его принимал тогдашний настоятель, ректор Псковской семинарии архимандрит Аполлос. Описание Аполлосом Псково-Печерского монастыря, вышедшее в Санкт-Петербурге в том же 1860 году, и послужило Толстому основным пособием для главы о монастыре в собственной книге о Пскове. От себя гость-богомолец восхищенно добавил: «Никакие слова не в состоянии передать неуловимого вида монастыря. Нужно видеть его своими глазами, чтобы испытать на себе то глубокое впечатление, которое производит на душу эта дивная, богохранимая обитель».
Пытливому путнику было с чем сравнить псковские достопримечательности: к тому времени он уже побывал в Троице-Сергиевой лавре, в Ипатьевском монастыре Костромы, в Переславле-Залесском, Ростове Великом. Посетив (уже после Пскова) Вологду и Кирилло-Белозерский монастырь, он напишет: «Каждый из нас (и мне довелось испытать это неоднократно), посетив те места, где сияла и сияет благодать Божия в дивных светильниках Христовых, как бы освежается душою, укрепляется в вере, становится (хотя на время) равнодушнее к суетному миру и легче переносит невзгоды житейские». Толстому нравилось высказывание историка литературы, академика С.П.Шевырёва: «У нас нет феодальных замков, которыми усеяна западная Европа. Наши замки - монастыри… Слуги Божии, создатели твердынь духовных, остались в них неприкосновенными ни людям, ни времени».
Неслучайно поэтому и в своей книге о Пскове граф-писатель уделил главное внимание описанию монастырей, соборов, церквей, изложению житий псковских святых. В 1887 году он издаст отдельную книгу «Описание о российских святых», которую начнет с жития великой княгини Ольги. Не забудет при том перечислить 16 святых и угодников Божьих Псковской земли, адресовав читателя за подробностями к своей книге о Пскове от 1861 года. К тому времени он уже будет действительным членом императорского Общества истории и древностей российских, почетным членом Киевской и Московской духовных академий. В 30-летнем возрасте Михаил Владимирович увлекся археологией. И с 1868 года становится непременным участником первых археологических съездов, проходивших в Москве, Петербурге, Киеве, Казани. На одном из них он активно выступает в защиту старинных икон, которые подвергались «переписыванию»…

В ЛЮБВИ К БОЖЕСТВЕННОЙ ПРЕМУДРОСТИ

До обидного коротки упоминания о М.В.Толстом (годы жизни 1812-1896) в энциклопедиях и справочниках. Брокгауз и Ефрон обозначают его писателем, окончившим курс Московского университета по медицинскому факультету. Даже здесь нет перечня источников, где можно почерпнуть подробные биографические данные о писателе. Помимо упомянутых воспоминаний графа в «Русском архиве» автору этих строк довелось-таки найти пространный некролог в журнале «Богословский вестник» за март 1896 года (спасибо старейшему книгохранилищу России- научной библиотеке имени Н.И.Лобачевского Казанского университета-, читателем которой состоит автор). Вот сведения из этих источников:
М.В.Толстой происходил из старинного дворянского рода, получившего при Петре Первом графское достоинство за заслуги перед престолом и Отечеством. Его отец, небогатый, но красивый, ловкий и умный подпоручик, рано ушел в отставку и поселился в имении жены, в селе Каменках, что в 20 верстах от лавры преподобного Сергия. Здесь-то Михаил Толстой провёл детство. Вскоре отец, которому не было и 50 лет, у мальчика умирает. И в том же году (1825) мать поселяется с сыном в Сергиевом Посаде. Его домашним учителем становится видный профессор Московской духовной академии Ф.А.Голубинский, основатель русской теистической философии (целью фидософии было возбудить в человеке любовь к премудрости Божественной).
Достигнув совершеннолетия, Толстой пытается стать студентом академии. Но по тогдашним правилам даже митрополит Филарет, к которому обратилась мать, не мог зачислить туда юношу из такого сословия, как дворянство. Став по окончании Московского университета медиком, Михаил Владимирович скоро обнаруживает, что медицина – не его призвание. Сохраняя звание врача, служит при Московском благотворительном обществе. В 1850 году женится на небогатой княжне Е.П.Волконской, которая дарит ему пятерых сынов и дочь. В середине пятидесятых годов, обремененный большими расходами жизни в столице, уходит в отставку статским советником и живёт в Подмосковье. Пережив трёх сынов и похоронив в 1881 году любимую супругу, начинает с этого года безвыездно жить в Сергиевом Посаде с завещанием похоронить себя на кладбище лавры.

КОГДА КОНЧАЕТСЯ ПУТЬ ЗЕМНОЙ

Завещание 83-летнего старца, исходившего пол-России, было выполнено. На его похоронах морозным январским днем выступили ректор академии, профессора, с которыми покойный всегда дружил. Толстой недаром писал в воспоминаниях: «Московскую академию я чту и люблю всем сердцем, как мою истинную альма матер».
«Природа наградила его светлым умом, быстрым соображением, неутомимым трудолюбием и изумительно крепкой и обширной памятью», - отзывался профессор И.Н.Корсунский. Он же отмечал «его истинно русскую, добрую душу, его всегдашнее гостеприимство, сочувствие и содействие всякому полезному предприятию».
Перед смертью граф оставил по завещанию в пользу нуждающихся студентов академии значительную сумму денег. А библиотеке академии передал большую часть своих книжных сокровищ. «Благочестие удержало его от искания земных почестей, предохранило от увлечения богатством. Куда бы он мог зайти при своих талантах, со своими связями?»- заключал над гробом ректор академии, архимандрит Лаврентий. На поминках особо отметили, что почивший в бозе граф немало потрудился своими сочинениями «в назидание нашего простого народа».

Сайт управляется системой uCoz