РУССКИЕ КАРБАСЫ ПРОТИВ ШВЕДОВ НА ЧУДСКОМ ОЗЕРЕ
На главную
Не так-то уж давно отмечалось 300-летие основания российского флота Петром Первым. Судостроительные верфи в разное время находились в 25 местах. На них было в царствование Петра построено более 1000 судов.
Уже в январе 1700 года на реках Волхов и Луга было начато строительство 600 стругов – плоскодонных гребных судов. Они предназначались для перевозки полковых припасов при передвижениях войск. На Чудском озере появились карбасы – небольшие суда поморского типа.
Заключив в 1700 году мир с Турцией, Петр Первый все силы бросил на завоевание выхода России в Балтийское море. 19 августа 1700 года была объявлена война Швеции, начавшаяся, увы, с поражения под Нарвой от молодого шведского короля Карла 12-го.

Упоённый своим успехом Карл ушел в Польшу, оставив довольно слабый заслон. То был 15-тысячный корпус под Дерптом (современным Тарту) и 7-тысячный корпус в Ингрии (район Приладожья, Невы). И вместе с этим у Петра появилась возможность взять реванш за жестокий урок под Нарвой, активизироваться в Ингрии.
Но сделать это было возможно, лишь дав отпор шведам на реках, озёрах и, наконец, на море.
Неожиданным ударом по шведской флотилии под Кексгольмом в августе 1702 года было покончено с шведским господством в Ладожском озере. В том же году начались военные действия на Чудском озере…
Фельдмаршал Б.П.Шереметев в мае отправил из Пскова на карбасах полк под командованием полковника Толбухина для занятия стратегически важного пункта – пролива, соединяющего Псковское и Чудское озера. Бой за овладение проливом (ныне это место называют Тёплым озером) длился три дня. И шведский отряд из пяти судов под началом командора Лешерна вынужден был отступить…
В следующем бою с Лешерном в конце мая 1702 года отрядом карбасов Толбухина у шведов было захвачено одно судно. С оставшимися четырьмя шведскому командору летом пришлось дважды сразиться с карбасами генерала Гулина. И враги потеряли ещё два фрегата.
Плавать на несовершенных карбасах в Чудском озере, где волны могли в любой день сильно разгуляться, для россиян было непросто. Потому шведы продержались здесь весь 1703 год. Да и царь Петр, отвоевав Ладожское озеро, которое открывало ему путь в Неву, не торопился с захватом Чудского озера. В марте 1703 года Петр писал в Псков Шереметеву из Шлиссельбурга: «Здесь за помощью Божию всё готово, и больше не могу писать, только что время, время, и чтоб не дать предварить неприятелю нас, о чём тужить будем после. Пушкарям здесь зело нужно, изволь из Пскова треть прислать, сколько возможно скоро».
В мае 1704 года по плану действий Петра со шведскими силами на Чудском озере было покончено. События развивались быстро.
Узнав, что в устье Амовжи (ныне – река Эмайыги) стоит шведская эскадра из 13 судов, Шереметев отправил из Пскова генерал-майора Вердина. С карбасами и пехотой в лодках, чтобы запереть там шведов. Жаркая битва 3 мая под селением Кастре на реке Амовже закончилась убедительной русской победой, хотя у наших там не было ни одного орудия. Достались все шведские фрегаты с командами, пушками в количестве 96 орудий, разная амуниция. Избегая позорного плена, яхта «Каролус» была взорвана самими шведами по приказу командора.
Здесь впору заметить, что шведы были врагом умелым и нетрусливым. В своих путевых заметках «Прогулка по Ливонии» писатель и журналист Фаддей Булгарин, проезжая в 1827 году берегом Чудского озера, вспоминал, как умело была побеждена упорная в бою шведская эскадра простыми русскими судами. В частности, писатель вспоминал эпизод боя 1702 года, когда был окружен шведский фрегат, которым командовал капитан Геккенфлихт. Шведы предпочли смерть плену: капитан сам зажёг порох в крюйт-камере и взлетел на воздух с 70 членами экипажа. Не захотел пережить стыда поражения, как мы уже здесь написали, и взорвавший себя на яхте «Каролус» в 1704 году командор Лешерн. Булгарин с объективностью добавил к этому : «Память героев всех наций священна для человечества, и слава побежденных отражается на победителях».
Теперь Петру Первому открывался ещё больший простор для действий у Финского залива. На радостях он писал Шереметеву в Псков: «Письмо ваше от пятого числа сего месяца (речь шла о мае) писанное о прещастливой победе в нечаянном случае с превеликою радостию приняли, и Господу Богу сердечно благодарили, ибо таковые случаи ему единому приписывать достоит». При этом он повелел Шереметеву вступить в Лифляндию для осады подвластного шведам Дерпта.
Неутомимый царь требовал от своих подданных не ослаблять усилий и закреплять успех на воде действиями сухопутных сил. 29 мая 1704 года из обоза под Нарвой он обращался к псковскому военному коменданту К.А.Нарышкину (позднее оберкоменданту Пскова, Дерпта, Нарвы): «Изготовить сколь возможно судов столько числом, чтобы могли поднять 10 тысяч четвертей, и нагрузя писать».
Здесь же главнокомандующий приказал изготовить 5 тысяч подвод и прислать срочно к «порогу» (надо полагать, к истоку реки Нарвы из Чудского озера) 12 пушек и по 300 ядер к каждой пушке. 11 июня царь требовал направить туда же половину русских судов плюс два пленённых шведских судна с провиантом, да «пива к Петрову дню».
13 июля 1704 года под непосредственным командованием Петра Первого был взят «праотечественный Юрьев», он же город Дерпт. Через пять дней из-под Нарвы царь приказал Нарышкину, собрав все суда, прибыть из Пскова в Дерпт. Потому что войска и артиллерия, высвободившиеся после взятия Дерпта, направлялись к блокированной россиянами Нарве.
Нарва пала 9 августа. В Москве эта победа была отмечена тремя залпами из 250 орудий.
В начале сентября 1704 года энергичный самодержец, который «умел всё делать, мог всё делать и хотел всё делать» (по словам Г.А.Леера), прибыл в Псков. Он был нередким гостем на реке Великой, побывав здесь семь раз с 1701 по 1708 годы. Царь лично руководил модернизацией оборонительных сооружений города, прислал и подмогу псковичам из Москвы в лице инженера Ломота Дешампича. Приезжал в Псков и знаменитый мастер-пушкарь Виниус, обрусевший иноземец.
Решающие сражения в бассейне Балтийского моря к 1 апреля 1705 года были завершены. Но именно в этот день предусмотрительный основатель русского флота пишет Нарышкину из Воронежа: «Лодки, в которых солдаты шли из Пскова к Дерпту и прочие мелкие суда, изволь починить и исправить, также и вновь (сделать) сколько можно таких же чтоб возможно на оных всякие припасы рекою Амовжею вверх до озера Вильяна (Вильянди), и оттоль другою рекою до Пернова (Пярну) проводить, и о том пути разведать. Но сие имей в великой тайне и лица к тому отнюдь не кажи».
Стремление Петра к Финскому заливу, которое тогда не афишировалось, как видим это из указания Нарышкину, понуждало использовать не только малые суда. И в 1702 году постройка более крупных судов (фрегатов, шмаков, флейт) началась в устье реки Сяси на Ладожском озере. Оно продолжалась вплоть до 1706 года. Это позволило противопоставить опытным мореплавателям шведам более значительные ресурсы…
ПРИМЕЧАНИЕ: Автор текста Геннадий Егоров, подготовлено в 1996 году, компьютерный набор от июля 2010 года.

Сайт управляется системой uCoz